МОУ "Тавровская СОШ "Формула Успеха"
Белгородская область, Белгородский район, село Таврово
  • Профориентация

    Методические рекомендации по организации и проведению профессиональных проб для воспитанников дошкольных образовательных организаций и учащихся начальных классов

    1. Генезис понятия и современная трактовка профессиональных проб

    Идея знакомства подростков и молодежи с различными аспектами профессиональной деятельности человека, приобщения к ее отдельным элементам, вовлечения в создание реальных материальных и нематериальных продуктов привлекала внимание специалистов практически на всех этапах развития педагогической мысли.

    В России почти три века назад государственным деятелем времен Петра Великого В.Н. Татищевым была предложена идея «трудовых проб» как прообраза профессиональных. В статье «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» В.Н. Татищев писал: «Обучать принятых в училища вначале разделяя время, по одному часу хотя и всякий день с переменами, так, чтобы некоторые приходили в ту или другую науку до полудни, а другие после полудни. А когда кто к чему большую охоту и способность явит, тогда ему в той науке более времени допустить, а в другом - убавить или весьма отставить».

    С первых лет советской власти в России проводились практические пробы сил в специальных кружках, созданных для ознакомления школьников с содержанием профессионального труда (А.В. Билибин, А.Ф. Кларк, И. Розанов и др.), а также в профессиональных школах (например, 27-я индустриально-трудовая школа
    г. Ленинграда). В таких школах обучающиеся проходили профессиональную пробу в нескольких отраслях, переходя во время занятий из одной мастерской в другую, и только после такого практического ознакомления с профессиями делали свой выбор.

    В 60–70-е годы XX века в отечественной педагогической теории и практике возобновился интерес к вопросам профориентации, предоставления обучающимся возможности знакомства с элементами профессиональных субкультур через практическую деятельность в процессе допрофессиональной подготовки. Специалистами различных областей (педагогами, психологами, физиологами, социологами) рассматривались общетеоретические аспекты профессиональной ориентации, разрабатывались воспитательные концепции системы профориентации, конкретизировалась методика проведения профориентации в школе. Большое внимание уделялось изучению профессий и предъявляемым ими психофизиологическим требованиям к человеку; условиям
    и закономерностям формирования профессиональной пригодности, построению единой психофизиологической классификации профессий, созданию системы мероприятий по оказанию помощи в развитии самоопределения подростков.

    Начиная с 1990-х годов, вопрос об организации профессиональных проб стал часто ставиться в Российской Федерации. Это обусловлено тем, что после начала изменений
    в жизни советского общества, а затем после перехода к рыночным отношениям, что было связано с появлением большого количества новых профессий и соответствующих им производственных технологий, стала невозможной традиционная мотивация профессионального самоопределения, связанная с семейными традициями и трудовыми династиями. Одновременно, при выборе профессии перестал играть значимую роль фактор максимально активного и продуктивного участия в жизни общества и страны,
    в строительстве коммунизма; на первое место вышли личностные установки и потребности, которые стало необходимо соотносить с осваиваемыми профессиональными сферами.

    В середине 90-х годов XX века в разработанном под руководством
    С.Н. Чистяковой профориентационном курсе «Твоя профессиональная карьера» была предложена идея осуществления практической пробы обучающимися как этапа педагогического сопровождения профессионального самоопределения. Практическая проба рассматривалась как завершенный технологический цикл учебно-трудовой, познавательной деятельности, выполняемый в условиях, максимально приближенных
    к производственным, а также как средство развития интереса и способности обучающегося к конкретной профессиональной деятельности, проверки осознанного и обоснованного выбора профессии.

    Другой видный отечественный педагог, специально разрабатывавший проблему профессиональной пробы как эффективной образовательной формы, М.И. Рожков,
    в сжатом виде, фактически, воспроизводит определение, данное С.Н. Чистяковой: «Профессиональная проба — это своеобразная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии».

    Говоря об определениях понятия «профессиональная проба», нельзя пройти мимо подхода к этому понятию ведущего специалиста в области психологии профессионального самоопределения Е.А. Климова. Как известно, его модель основывается на типологизации основных профессий по основанию различных типов связки «самоопределяющийся субъект — тип объекта профессиональной деятельности» («Человек — человек», «Человек — техника», «Человек — природа», и т.д.). При изложении своих основных положений
    он не использует понятие «профессиональная проба», но фактически описывает практики, подходящие под данное понятие. Е.А. Климов предполагает в качестве базового содержания «профессиональной пробы» хорошо организованную и технологически подкреплённую работу учеников с каким-либо из «базовых объектов профессиональной деятельности». В результате ученики самостоятельно определяют, насколько воздействие на данный объект и соответствующие задачи такого воздействия, способы
    и методы работы отвечают предпочтительным для них моделям организации своей деятельности.

    В свою очередь в исследованиях М.А Сердюк под профессиональной пробой следует понимать «погружение» в профессию. Она выступает своего рода «индикатором» правильности выбора сферы профессиональной деятельности.

    Таким образом, изучив разные определения профессиональных проб, можно определить их как системообразующий фактор формирования готовности школьников к выбору профессии. Профессиональная проба интегрирует знания школьника о мире профессий данной сферы, психологический особенностей деятельности профессионала
    и практическую проверку собственных индивидуально-психологических качеств, отношения к сфере профессиональной деятельности. Профессиональная проба способствует осознанному, обоснованному выбору профессии, актуализации познавательной деятельности учащихся, личностному росту и развитию профессиональных способностей.

    2. Особенности работы с дошкольниками и школьниками (целевой аудиторией) при организации профессиональных проб

    При планировании профориентационной работы с применением практикоориентированных мероприятий важно учитывать возрастные особенности школьников, выбирать виды профориентационных проб сходя из их приемлемого соответствующего уровня. Условно, профориентационную работу можно разделить
    несколько уровней, и выстраивать ее исходя из целей достижения результатов.

    «Профессий много есть на свете...»

    При планировании работы с дошкольниками и школьниками 1-5 классов необходимо формировать учебно-познавательные мотивы, предоставлять возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширять представления о мире профессий. Главной целью работы будет являться формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека и общества, установки на выбор профессии, развитие интереса к трудовой деятельности.

    В схеме - таблице, разработанной Н.С. Пряжниковым, «Особенности ожиданий различных образовательно-возрастных групп клиентов и реальной профориентационной помощи» определены типичные ожидания школьников разных возрастных категорий
    и соответствующую профориентационную помощь, которую необходимо оказать
    для успешного самоопределения.

    Образовательно-возрастные группы

    Специфика помощи

    Типичные ожидания клиентов

    Помощь профконсультанта (основные акценты)

    1.Дошкольники

    выбор кружков (часто выбирают родители);

    - интерес к наиболее ярким профессиям (которые «на виду»);

    - интерес к профессии своих родителей;

    - стремление попробовать себя (в игровой деятельности).

    - помощь в выборе кружка (работа с родителями);

    - увлекательные рассказы (с примерами) об интересующих профессиях и профессиях родителей (не стоит в этом возрасте «навязывать» знания о неинтересных профессиях);

    - проигрывание профессий (с целью осознания смысла и общественного значения этих профессий).

    2. Учащиеся 1-5-х классов

    - интерес к модным (ярким) профессиям;

    - стремление увязать с профессиями учебные предметы;

    - выбор кружков, секций.

    - увлекательные рассказы об интересующих профессиях;

    - постепенное расширение представлений о мире профессионального труда (по принципу сходства отдельных элементов труда в разных профессиях, например, элементы самодемонстрации в профессиях артиста и продавца);

    - помощь в выборе увлечения.

    Таким образом, при организации профориентационных мероприятий в формате профессиональных проб для достижения целей успешного профессионального самоопределения следует учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся. Профессиональные пробы должны помочь школьнику сформировать такой мотив, как стремление участвовать в профессиональном труде для собственного развития и совершенствования, определения собственной личной позиции по отношению
    к сверстникам, взрослым, окружающему миру, для утверждения себя как личности. Проба так же должна помочь сформировать мотив познавательного интереса при наличии желания и возможности сделать по-своему, не похоже на других.

    3. Виды профессиональные проб

    Изучив многообразие профессиональных проб, условно их можно разделить на несколько видов:

    По содержанию

    1. Игровые пробы – реализуются с обучающимися младших возрастов (дошкольники, младшие школьники, младшие подростки) на основе сюжетно-ролевых игр.
    2. Ориентационные пробы – направлены на ознакомление с основными сферами профессиональной деятельности (для обучающихся 5-7 классов).
    3. Профессиональные пробы – проводятся в ситуации квазипрофессионального контекста (в лабораториях, учебных мастерских) либо вне профессионального контекста (в школьном классе, в форме домашней работы и т.д.) в одной из нескольких возможных форм(для обучающихся 8-9 классов).
    4. Профильные пробы – углубленные пробы (для обучающихся 10-11 классов)
      в соответствии с избранным профилем обучения, предполагают погружения
      в реальный профессиональный контекст. Каждая проба ориентирована
      на самоопределение в рамках той или иной профессиональной сферы
      по Е.А. Климову («человек – природа», «человек – знаковая система» и т.д.).

    По времени проведения

    1. Мини – пробы 10 - 15 минут
    2. Краткосрочные –1,5 – 2 часов
    3. Долгосрочные – проводятся в течение 12 – 16 часов

    По форме

    1. Практические работы, связанные с выполнением технологически завершенного изделия (детали, узлы, блюда, информационный продукт и т.д).
    2. Проектные работы (рефераты, проекты профессий)
    3. Иммитационные (деловые) игры, в результате которых самостоятельно моделируется имитация деятельности профессионала;
    4. Творческие задания

    По уровню готовности

    1. Исполнительский уровень (освоить приемы и выполнить действия)
    2. Созидательный уровень (содержит элементы творческого характера)
    3. Вариативный уровень (предполагает самостоятельную деятельность школьников, планирование, постановку промежуточных и конечных целей, принятие решения, анализ и самооценку результатов деятельности.)

    По возрасту обучающихся

    1. Для дошкольников
    2. Для обучающихся 2-5 классов
    3. Для обучающихся 6-7 классов
    4. Для обучающихся 8-9 классов
    5. Для обучающихся 10-11классов

    4. Содержание профессиональных проб

    Профессиональные пробы выполняются по пяти системам отношений
    в профессиональной деятельности (предметам труда): «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ».

    При организации профессиональных проб необходимо наличие программ, которые включает пояснительную записку с указанием целей, основных задач, решаемых в ходе выполнения различных этапов пробы, содержанием, выделением уровней сложности выполнения заданий, подобранными инструментами, технологической документацией, оснасткой для их выполнения, разработанными критериями оценок результатов выполнения профессиональных проб.

    Содержание профессиональной пробы любого вида должно состоять из трех этапов: вводно-ознакомительный, исполнительский (практический) и итоговый (рефлексия).

    На вводно-ознакомительном этапе происходит «Знакомство с профессией».

    На этом этапе обучающиеся получают краткие сведения о содержании работы, о востребованности специальности/профессии в регионе. Ребятам сообщается, в чем заключается работа специалистов, какими компетенциями должен обладать профессионал.

    Для профессиональных проб более продолжительных во времени, на этом этапе желательно определить интересы, увлечения обучающихся, их отношение к различным сферам профессиональной деятельности. Средством получения необходимой информации об обучающихся могут стать дифференциально-диагностические опросники или их современные аналоги в виде упрощенных анкет.

    Так же рекомендуется знакомить обучающиеся с реальной деятельностью специалистов в ходе посещения предприятий, учреждений, просмотра кинофильмов, встреч с профессионалами из области трудовой деятельности, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы [9].

    На исполнительском (практическом) этапе обучающимся предлагается выполнить задание, оговариваются условия выполнения и определяется тот продукт деятельности (результат), который обучающийся должен получить по завершению работы. Для качественного выполнения задания профессиональной пробы у обучающихся формируется и закрепляется необходимый объем представлений и умений: минимальные теоретические сведения, связанные с технологией; умение выполнять несложные действия с рабочим инструментом, инструкционными, технологическими картами, чертежами; выполнение простейших технологических операций, графических, измерительных, вычислительных работ; показ правильных рабочих действий, движений, приемов, интеграция которых позволяет воссоздать целостный образ профессии.

    Выполнение обучающимися профессиональной пробы включает три компонента – технологический, ситуативный и функциональный – интеграция которых позволяет воссоздать целостный образ профессии.

    Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии и предполагает овладение учащимися приемами работы с орудиями труда, знаниями о последовательности воздействий на предмет труда в целях получения завершенного изделия. Данный компонент направлен на ознакомление со способами получения знаний, умений и применением их в практической деятельности. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности и предполагает ответы на вопросы: «Что?», «Как?», «В какой последовательности должны осуществляться действия, чтобы получить завершенный продукт деятельности?».

    Ситуативный компонент. Выполнение этих заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и приобретенных знаний. Учащийся должен найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его индивидуальным особенностям и потребностям.

    Функциональный компонент отражает деятельность, ее динамическую сторону, определяет успешность освоения нормативно-одобренного способа деятельности (НОСД) средствами, приемами, внутренними компенсаторными механизмами учащегося. Он фиксирует те функции и их показатели, которые должны быть достигнуты и проявлены в конкретном задании профессиональной пробы.

    Практическое выполнение профессиональной пробы осуществляется по схеме: задание – условия – результат. Перед школьниками ставится задача (задание) определенной степени трудности (уровня сложности), оговариваются (создаются) условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности (результат), который обучающийся должен получить по завершении цикла профессиональной деятельности в результате тех или иных действий.

    В подростковом возрасте технологический компонент профессиональной пробы необходим для организации самостоятельной деятельности, формирования волевого поведения. Ситуативные и функциональные компоненты профессиональной пробы отвечают потребностям в позитивной самооценке, в личностном самоутверждении, в ориентации на предметно-практическую деятельность.

    Указанные компоненты являются необходимыми при составлении содержания профессиональной пробы.

    Итоги (рефлексия)

    Каждая профессиональная проба должна завершаться подведением итогов. Это может быть беседа или анкетирование, в ходе которых выясняется, изменились ли профессиональные намерения ребят, какие трудности и сомнения они испытывали при выполнении пробы, подчеркиваются индивидуальные черты школьника, которые позволили выполнить задания, а так же даются рекомендации, на какие личностные качества следует обратить внимание, для успешного выполнения заданий.

    Результат прохождения той или иной пробы может быть как положительным, так и отрицательным («Это мне не подходит!»), что является необходимым моментом, обеспечивающим саму возможность выбора. По этой причине большое значение играют самооценка и внешняя оценка результата прохождения каждой пробы.

    Особенности профессиональной пробы:

    1) диагностический характер пробы, то есть на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК);

    2) результатом каждого этапа и итога профессиональной пробы являются получение завершенного продукта деятельности (изделия, узла), выполнение функциональных обязанностей профессионала;

    3) процесс выполнения пробы направлен на формирование у школьников целостного представления о конкретной профессии, группе родственных профессий, сфере, их включающей;

    4) развивающий характер профессиональной пробы, направленный на интересы, склонности, способности, ПВК личности школьника, достигаемый за счет постепенного усложнения выполнения практических заданий профессиональной пробы в соответствии с уровнем подготовленности школьника к ее выполнению, внесения в содержание пробы элементов творчества и самостоятельности.

    5. Механизм проведения профессиональных проб

    При прохождении цикла профессиональных проб для выбора наиболее привлекательного варианта своей будущей профессии необходимо перебрать несколько вариантов и попробовать ощутить себя в профессии.

    В отличие от игровых, учебно-профессиональных и профильных проб организация полноценных профессиональных проб требует определенных ресурсов: материально-технических, кадровых, информационно-методических, то есть полным набором которых, как правило, не обладает общеобразовательная школа. В этом случае мы предлагаем организацию и использование механизмов сетевого взаимодействия и социального партнерства.

    В качестве минимально необходимых участников процесса организации профессиональных проб выступают:

    • с одной стороны – профессиональные образовательные организации, разрабатывающие программы профессиональных проб и предоставляющие кадровые, учебно-методические, аудиторно-лабораторные и материально-технические ресурсы для их реализации.
    • с другой стороны – общеобразовательные учреждения, формирующие группы обучающихся для прохождения различных профессиональных проб и осуществляющие непосредственную организацию прохождения профессиональной пробы обучающимися.

    Таким образом, роль профессиональных проб как способа организации профориентационной работы в общеобразовательном учреждении заключается в создании эффективных условий для осознанного профессионального самоопределения обучающихся за счет специальной организации их деятельности, активной пробы сил в различных видах профессиональной деятельности, расширения знаний о мире профессий, формирования способности выбирать сферу деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам рынка труда.

    Для создания условий по организации профессиональных проб необходимо:

    1. Подготовить нормативные документы, регламентирующие организацию и проведение профессиональных проб:

    • Положение об организации и проведении профессиональных проб;
    • Рабочие программы профессиональных проб по востребованным профессиям и специальностям края;
    • Годовой календарный график;
    • Расписание занятий с указанием места прохождения профессиональной пробы;
    • Приказы о проведении профессиональных проб обучающимися (по каждому образовательному учреждению) с закреплением ответственных преподавателей.
    • Договоры о сотрудничестве между общеобразовательными учреждениями и организацией, обеспечивающей проведение профессиональных проб;
    • Разработка системы критериев и показателей оценки и самооценки прохождения каждой профессиональной пробы (включая определение целевых продуктов деятельности учащихся в рамках каждой профессиональной пробы).

    1. Составить график проведения профессиональных проб с учетом планов профориентационной работы каждого образовательного учреждения.
    2. Подготовить программы профессиональных проб, содержащие соответствующие основные элементы:
    • Паспорт рабочей программы профессиональной пробы
    • Структура и содержание профессиональной пробы
    • Учебно-методические требования
    • Контроль и оценка результатов освоения компетенций в рамках профессиональной пробы

    4. Учесть возрастные особенности учащихся при составлении заданий в рамках программы профессиональной пробы.

    5. Организовать предварительную работу по отбору школьниками проб из числа предложенных (например, ограничение желаемого круга направлений профессиональной деятельности по итогам цикла игровых или учебно-профессиональных проб в 5–7-х классах либо с учетом результатов прохождения профдиагностических методик).

    6. Предварительно ознакомить обучающихся с содержанием и организацией выполнения профессиональных проб, а также критериями и показателями оценки и самооценки прохождения каждой профессиональной пробы, подготовить их к практическому прохождению каждой профессиональной пробы.

    Перечень документов, подтверждающих результаты прохождения профессиональной пробы:

    – журнал учета посещаемости обучающимся занятий профессиональной пробы;

    – документ, выданный по итогам прохождения профессиональной пробы (справка, сертификат), форма которого утверждается коллегиально участниками сетевого взаимодействия.

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    АНКЕТА

    участников профессионально пробы

    Мастер отделочных строительных и декоративных работ – это одна из __________________________________________________________________ профессий.

    Какие рабочие инструменты ты увидел сегодня?

    ____________________________________________________________________________

    С какими материалами тебе было интересно работать?

    ____________________________________________________________________________

    Насколько сегодняшнее мероприятие было полезным (интересным) для тебя

    (выразите в процентах %)_______________________________________________________

    Пожелание, рисунок или смайлик мастеру (-ам) проводившему (-им) профессиональную пробу_________________________________________________________________________

    ( Материал издания «Организация профессиональных проб как одна из эффективных форм профессионального самоопределения обучающихся образовательных учреждений Хабаровского края»: Методические рекомендации/ составитель А.Ф. Коршунов – Хабаровск: КГБ ПОУ ХТТБПТ, 2020 – 67с.)

    Программы

    Документы

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie